пятница, 15 февраля 2013 г.

рассказ утопленницы киржач

Предисловие В детстве каждый из нас заслушивался рассказами бабушек о различных чудесах, загадочных явлениях. Мы с удовольствием слушали сказки о необычных существах, которые иногда помогают людям, иногда приносят вред.Русская народная традиция богата этими персонажами. Лешие и ведьмы, черти и русалки, святые места, чудотворные источники все это знакомо нам с детства.Эти же образы, пусть и в ином обличье, существуют и в нашей сегодняшней реальности. Мы часто можем слышать от наших друзей, как кто-то из них заблудился в хорошо знакомом лесу, кто-то наблюдал словно из-под земли возникающих людей и затем внезапно исчезающих, у кого-то в доме возникает полтергейст, а кто-то наблюдал НЛО.Вряд ли для кого-то станет открытием, что именно в «бабушкиных сказках» и таится та самая самобытность, та самая «душа народа», о которой так много везде говорится. Ведь именно за этим приезжают сюда гости из других стран, иных культур.Славится северо-восток Подмосковья своими мифами и легендами. Здесь можно встретить много рассказов о существах, традиционных для славянской мифологии. Представляет этот регион интерес и для тех, кто занимается уфологией и аномальными явлениями. Вот уж где истинно край, «где чудеса, где леший бродит...», где разгулялась «нечистая, неведомая и крестная сила».Чудесами пронизана вся история Сергиево-Посадского района. Каких только странных историй и сегодня не услышишь от жителей наших городов и деревень!Стоит лишь пересечь границу Сергиево-Посадского района, как попадаешь в мир истории, необычный уголок, каждая пядь которого пронизана историческими событиями, легендами и быличками, многие из которых дошли до нас из глубин веков, постепенно трансформируясь, приобретая порой совершенно неожиданную форму.Постараемся и мы пройти через века вместе с народом, населявшим эту древнюю землю вплоть до наших дней. И начнем мы рассказ из глубины веков... Земля наша действительно древняя. Исследования археологов показывают, что раньше всех стала заселяться северная низменная часть района. Примерно 10 тысяч лет назад появились на ней стоянки охотников, рыболовов, собирателей. Позже и менее интенсивно заселялась южная часть района и уже затем плоская вершина возвышенности. Первыми поселенцами были финно-угорские племена меря и племена балтов. Об этом свидетельствуют названия рек Воря, Кончура, Вондига и Веля. В начале второго тысячелетия земли района стали заселять славянские племена, которыми были основаны сохранившиеся до наших дней поселения Хотьково и Радонеж1.Существуют и сегодня на этой древней земле места древних стоянок, городища, могильники. Земли Радонежа, Богородского, Замостья, Морозова отмечены этими многовековыми следами деятельности наших предков2.А людская память доносит до нас весть и о древних языческих святилищах.Одно из них древнее капище «Белые Боги» располагалось недалеко от Радонежа, в прошлом древнейшего славянского поселения, от которого остались сегодня сельцо да городище. Точное местонахождение святилища сегодня забыто, но упоминание о нем мы встречаем в материалах польского археолога и этнографа Ходаковского, побывавшего в этом месте.«...В Дмитровском Уезде, бывши в селе Городок, которое прежде называлось Радонежью, узнал я весьма редкое название....Доброхотный тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному своему городку и рассказали все урочища вокруг себя. Не доставало только одного, которое имело бы в начале, или в конце слог «Бог» или «Буг». Долго собеседники мои не могли вспомнить. Напоследок один из них сказал: «Есть название, похожее на бога; но это не в нашем владении, а может, и не пригодится Вам; оно смежно с нами и не дальше одной версты от этого городка». Молодая женщина, которая за отсутствием мужиков привезла меня с большой дороги в соседний городок, знала также про «Белые боги» и завезла меня к ним. Осмотрел я сие место; оно в прекрасном положении, близ раздолья или лощины, которое отделено от урочища, называемого Могильцы3».Так что же это за боги, упоминание о которых так тщательно искал исследователь?Один из них Белбог, входивший в пантеон древнейших богов, он являлся персонификацией добра. Идола Белбога, по некоторым данным, волхвы устанавливали на возвышенности в июле и вымаливали у него защиту от его антагониста Чернобога.Они (Белбог и Чернобог) вместе со своим отцом Свантевитом (богом богов) составляли образ Триглава (триединого божества), представляя тем самым образ славянской языческой системы мироздания, объединяя воедино мир горний (правь), мир людей (явь) и мир мертвых (навь).«И вот когда наступают дни Овсеня, мы оканчиваем жатву и радуемся этому. И если иной не удержит своего естества в этот раз и скажет безумное то это от Чернобога. А другой получит радость и это от Белобога4».Так, может, здесь существовали и другие святилища святилища Свантевита и Чернобога? Есть вероятность того, что это действительно так. Предположение о возможности существования капища, посвященного Свантевиту, вполне резонно.Если мы вспомним о названии «городка», вблизи которого и должны находиться «Белые Боги» Радонеж то столкнемся с еще одним из славянских богов, который и послужит нам ключом к поиску ответа на заданный вопрос. Это Радегаст бог совета, оставивший в память о себе достаточно много следов на географической карте (в том числе и Радонеж). Некоторые исследователи языческих традиций славян делают не лишенное обоснования предположение, основанное на сравнении изображений Радегаста и Свантевита, а также эпитета Радегаста Лебединокрылый и одного из переводов имени Свантевит (господин лебедь), что Свантевит и Радегаст есть одно лицо, один бог.И вот мы уже имеем два святилища: одно «Белые Боги», и другое находившееся непосредственно в Радонеже или его ближайших окрестностях.А как же с Чернобогом? И Чернобогу здесь, видимо, тоже найдется место. Вспомним упомянутое Ходаковским урочище Могильцы. Вспомним также, что в славянской мифологии Чернобог несет еще и функции властителя страны мертвых.Так что же, четко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки?И все же, почему именно Радонеж стал одним из культовых центров наших пращуров? Может, не простые это места, а особые, обладающие странной, никому не понятной силой? Ведь древние поселения, а тем более святилища, не возникали, где попало, а требовали определенных условий для их основания. Этими необходимыми условиями можно считать наличие в непосредственной близости к поселениям излучин рек, определенные геофизические условия: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов. Снимки из космоса, анализ точек расположения древних городищ, святилищ, церквей и монастырей, рассказы о местах, имеющих необычные, аномальные свойства, местная топонимика подтверждают эти особенности.И Радонежье отвечает всем этим условиям. По берегам ручья, протекающего немного в стороне от Радонежа, находится множество ключей, благодаря которым он именовался Оржавцем. Именно здесь, на берегу, в середине XIX в., по свидетельству местных жителей, лежали «белые камни». Район на Оржавце одно из немногих мест Радонежа, где в древности существовали источники при дубравах. Поэтому можно предположить, что на выборе данного места сказался славянский обычай почитать старые дубы, близ которых вытекают ключи. С распространением христианства дуб стали чтить как земное отражение райского дерева, которое точит живую воду, исцеляющую от недугов.Живут в этом крае легенды и о заповедном дубе...Существует предание, что...На территории Радонежья до сих пор сохранилось культовое дерево дуб с магическими символами и обрядовыми украшениями, возле которого в определенное время собираются посвященные волхвы, несущие в памяти своей древние обычаи и заветы наших далеких предков. Место это никак не обозначено для непосвященных, более того, говорят, что на подходе к нему недобрый заплутает, случайный пройдет мимо, не отметив ничего необычного, и только человеку с добрым сердцем и чистыми помыслами дерево откроется во всей своей сокровенности5. А народная молва доносит до нас весть и о другом дубе дубе Сергия Радонежского. Стоял здесь дуб, посаженный, по преданию, Преподобным Сергием, но, как нам передавали, не так давно пастух по неосторожности спалил его6. Существует здесь и четкая привязанность к сторонам света. В принципе, славяне имели в форме определенного расположения святилищ, культовых камней, священных источников и рощ достаточно неплохие «календари-обсерватории», помогающие им определять и даты особых праздников, и даты аграрного цикла.«Бяху же тогда погани, жрущие езером и кладезем и рощением7».Направление на восток мыслилось как главная ось сакрального пространства. Могилки располагались строго на восток от Радонежа, и жители городка могли наблюдать восход солнца над этим урочищем в равноденствие, которое приходилось в конце XIII XIY в. на 19 марта. Двигаясь к «летнему восходу», как называли тогда место летнего солнцестояния, точка восхода солнца к 10 апреля перемещалось к мысу, на котором располагалось святилище «Белые Боги»8.Вероятно, позднее на этих сакральных местах и были построены православные церкви. Предание, записанное И. М. Снегиревым, говорит о существовании в окрестностях Радонежа семи церквей и двух монасты

Опубликовал: | , , , , , , , , , , , , ,

Местонахождение на сайте » » » Сказы древней земли Радонежской

Сказы древней земли Радонежской » Radosvet

Комментариев нет:

Отправить комментарий